Главная

Странички жизни

Фотографии

Дискография

Тексты песен

Статьи и интервью

Ссылки

Архив

Прошу поддержки

Гостевая книга












Статья из журнала "Отчий край". Автор статьи друг сайта Андрей Медведев.
Скан оригинального варианта статьии расположен по этому адресу. Размер странички со сканами из журнала около 3Мб. Эта страничка будет плохо грузится на медленных линиях. И обратите внимание на трафик. А полный (не журнальный) вариант статьи, который Андрей специально написал для нашего сайта, можно увидеть на этой странице сайта. Звёзды не гаснут. Продолжением
их небесной жизни являются
отблески щедрого света, навсегда
поселившиеся в наших душах. И как
же бывает тепло и трепетно, когда
прикосновение к этому свету вдруг
вызывает в нас прежние эмоции,
воспоминания,дорогие образы,
звуки. Нет, звёзды не гаснут. К
примеру, трогательная в своей
тайной грусти Майя Кристалинская
навсегда осталась эхом нашей
юности. Ярким символом этой
романтической поры до сих пор
остаётся для нас и имя
Ларисы МОНДРУС. Многое сделано
для того, чтобы она затерялась в
потоке времени. Иногда казалось, что
так и случилось. Но прошли годы,
а мы её не забыли, как не забыли
свою юность.

 

Мы помним Ларису Мондрус задорной, с точёной фигуркой, неповторимым шармом, свойственным её щедрой природной женственности, и, конечно, хрупким, серебристым голосом. Ещё было в ней что-то «оттуда», что так контрастировало с обязательной тематикой «гражданско-патриотического» репертуара.
...15 ноября 1943 года в далёком казахстанском Джамбуле удочери местного желез¬нодорожника Лидии Заплетиной родилась дочь, которую родители назвали Ларисой. Впос¬ледствии девочку усыновил женившийся на её матери Гарри Мацлияк, беженец из Риги. Вскоре он забрал свою семью в Латвию. Лариса попала в крепкую творческую среду с дав¬ними культурными традициями. В семье любили петь и музицировать. Неудивительно, что артистический и музыкальный талант будущей певицы начал проявляться рано — уже в детском саду познала она радость «сольных» выступлений.
Первым учителем вокала для неё стала аккомпаниатор школьных уроков физкультуры Дина Петровна Нарст, потерявшая семью в гитлеровском гетто и сама чудом оставшаяся в живых после расстрела. А первым шагом к сцене была театральная студия при местном ДК, которую вёл известный драматический актёр Жан Пшекулис. В одном из спектаклей специально для Ларисы поставили песенный номер, где появились уже ставшие тогда знамени¬тыми «Фиалки»:

Купите фиалки.
Вот фиалки простые.
Взгляните, как ярки,
Они словно живые!

Именно здесь она научилась эффективной звуковой эмиссии голоса, позволявшей обходиться на сцене без микрофона. В свой юношеский репертуар она включала песни Лолиты Торрес, Имы Сумак, Ива Монтана.
Лариса окончила школу, и практичные родители, не принимавшие в расчёт музыкального увлечения дочери, советовали ей приобретать какую-либо «серьёзную» специальность. Но как это нередко бывает, судьбу девушки решила случайность. Её подруга организовала для начинающей певицы прослушивание у директора Рижского эстрадного оркестра, а позже — у одного молодого талантливого музыканта. Его звали Эгил Шварц. Вместе со своим другом Раймондом Паулсом он окончил специализированную музыкальную школу имени Э. Дарзиня и учился в консерватории по классу контрабаса. К моменту встречи с Мондрус он уже имел опыт выступлений с джазовыми коллективами на республиканском и даже союзном уровнях. В 1958 году в Москве на III Всесоюзном конкур¬се артистов эстрады возглавляемый им эстрадный ансамбль был очень тепло принят публи¬кой. Однако официальное жюри и критика обвинили молодой коллектив в «стиляжничестве и подражании Западу». Музыкальная карьера Ларисы Мондрус началась несколько позже — в 1961 году она была принята в Рижскую филармонию солисткой эстрадного оркестра. Вскоре она впервые выступила на Латвийском телевидении, а её программу из песен советских композиторов показало и Центральное телевидение. Пришла первая известность.
В 1964 году Лариса и Эгил поженились. Рижский период жизни заканчивался. Они при¬няли предложение легендарного Эдди Рознера и переехали в Москву. Выступали с его оркестром, появились записи на фирме «Мелодия». 31 декабря Лариса впервые участвовала в выпуске «Голубого огонька». Озорная песенка «Может, нет, а может, да» в её исполнении имела успех. Одна за одной появлялись новые песни: «Неужели это мне одной?» Г. Портнова, «Синяя весна» Р. Амирханяна. Весной 1965 года на «Мелодии» были записаны две песни Ю. Сеульского — «Бесконечное объяснение» и «Весенняя капель». Сотрудничество с радио¬станциями «Юность» и «Маяк», участие в радиопрограмме «С добрым утром!», творческие контакты с популярными композиторами П. Аедоницким, А. Флярковским, А. Зацепиным, А. Бабаджаняном способствовали стремительному росту популярности звёздной пары.
Буквально через год состоялся кинодебют Мондрус: она снялась в фильме Э. Рязано¬ва «Дайте жалобную книгу». Помните, в сцене открытия нового кафе она поёт:

Добрый вечер!
А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат!

1 января 1966 года состоялось ещё одно знаковое событие в биографии Ларисы. В программе «Голубого огонька» она исполнила две популярные песни: «Мой милый фанта¬зёр» и «Нас звёзды ждут». Её партнёрами в мизансцене были космонавты Юрий Гагарин, Алексей Леонов и Павел Беляев. Это выступление стало началом её долгой дружбы с обитателями Звёздного городка.
Однако популярность Ларисы Мондрус была в радость отнюдь не всем. В Москонцер-те её категорически отказывались принимать на работу из-за неприятия певицей патриоти¬ческого репертуара. Помог их новый столичный знакомый Паша Леонидов, тайно промыш¬лявший частным антрепренёрством. Попутно заметим, что Павел Леонидович Леонидов — легендарная фигура советской эстрады 60—70-х годов: сын известного театрального актё¬ра, народного артиста СССР Леонида Леонидова, родственник Владимира Высоцкого, а кроме того, поэт-песенник, публицист, импресарио и в то же время талантливый админис¬тратор. Он имел опыт «пристраивания» артистов к периферийным филармониям: например, его стараниями прежде никому не известные Людмила Сенчина и Сергей Захаров начина-ли как «солисты из солнечного Магадана», Именно Леонидов и добился, чтобы в этом же году Эгил Шварц, Лариса Мондрус и их ансамбль стали артистами Волгоградской филар¬монии. Они с радостью согласились.
Что же представляла собой наша главная концертная организация в те годы? Возглавляла её Галина Ковалёва — незаурядный, увлечённый человек, сыгравший весомую роль в формировании культурной среды города. Она пришла на должность директора филармо¬нии с волгоградского телевидения, становлению которого отдала много сил и энергии. Её заместителя Бориса Шнейдера, в прошлом известного артиста разговорного жанра, публи¬ка помнила как блестящего эстрадного конферансье. Главным администратором филармо¬нии работала неутомимая Евгения Желудкова, приехавшая в Волгоград из Таллина, где прежде возглавляла народный театр Балтийского флота. Волгоградская филармония яв¬ляла собой образец спаянного творческого коллектива, который успешно сочетал активную концертную деятельность собственных ансамблей, оркестров и солистов с гастролями в нашем городе известных исполнителей разных жанров искусства. Особую гордость состав¬ляли эстрадные ансамбли Олега Рябова, Вячеслава Кейсермана, Альфреда Леха. Проводи¬лись фестивали, причём даже союзного значения — например, «Золотая осень», «Фести-валь городов-героев», другие. В Волгограде выступали Дмитрий Шостакович, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Александра Пахмутова, Зара Долуханова, Муслим Ма-гомаев, Людмила Зыкина, Рудольф Мессинг и Игорь Кио, Аркадий Райкин, ансамбль «Оре-ро», в котором солировал уже тогда известный Вахтанг Кикабидзе, Ансамбль песни и пляс¬ки Александрова и многие другие. Среди государственных концертных организаций Волгоградская филармония прочно обеспечивала себе второе (после Москвы) место в России и шестое — в СССР. Парадокс в том, что, занимая небольшой особнячок на набережной, она не имела собственной концертной площадки. Выступления проходили на сценах Волгоград¬ского театра музкомедии, драмтеатра имени Горького, училища искусств имени Серебря¬кова, гарнизонного Дома офицеров. Фестивали обычно проводились на арене нового цир¬ка. Любые выступления, как правило, проходили при полном аншлаге. Волгоградцы с удо¬вольствием посещали гастрольные концерты симфонической музыки, оперной классики, балета — город тогда не имел ни собственного оркестра, ни оперы.
Лариса и Эгил прибыли в Волгоград в январе 1966 года. Их сопровождали музыканты из оркестра Шварца. После родной Риги Волгоград стал для Ларисы вторым городом, где она «положила» трудовую книжку. Приказ, подписанный директором филармонии Г. Ко¬валёвой, гласил: «...принять на работу по трудовому соглашению тов. Шварц (Мондрус) Л. И. солисткой-вокалисткой эстрадной бригады с 17 января 1966 года с окладом 200 рублей в месяц, разовая ставка 10 руб. 50 коп. за концерт. Принять на работу по трудовому согла¬шению тов. Шварц Э. Я. артистом эстрадного ансамбля с 17 января 1966 года с окладом 115 рублей в месяц, разовая ставка 7 руб. 50 коп. за концерт». Были приняты на работу и сопро¬вождавшие их музыканты.
Поначалу артисты разместились в номерах гостиницы «Волгоград», по соседству с коллективом гастролировавшей в городе певицы Эльмиры Уразбаевой. Лариса, уже хорошо знакомая аудитории поклонников советской эстрады, тем не менее выступала только в составе сборных концертных программ. Чаще её голос звучал на радио и телевидении. Сольных же концертов до этого не было. Первый «сольник» молодой певицы состоялся именно в нашем городе. Причём — неожиданно для всех. На утренней репетиции Леонидов вдруг огорошил:
— Так, Мондрус, сегодня вечером будешь петь сольник — Уразбаева заболела.
— Но моя программа ещё не готова, — заволновалась Лариса, — потом, люди придут на Уразбаеву, а выйду я... Они же начнут сдавать билеты!
— А вот это не твоё дело!
Вечером зал Волгоградского училища искусств был заполнен до отказа, ни одного билета не сдали. Лариса вышла на сцену в белом платье от Рижского дома моделей. Наконец наступил тот счастливый миг, о котором она мечтала с юности. И, словно «в тему», прозвучало название первой песни — «Неужели это мне одной?» — визитной карточки Мондрус. Аплодис¬менты всколыхнули зал — певица поняла, что её здесь знают, любят и ждут. Это вдохнови¬ло её, с каждой новой песней у неё словно вырастали крылья, ей казалось, что они припод¬нимают её над сценой. Шквал эмоций благодарной публики сопровождал выступление певицы.
А рядом стоял дорогой ей человек, счастливый не меньше своей любимой. Евгения Желудкова, вспоминая тот концерт, рассказывала, что пара Шварц — Мондрус смотрелась на сцене импозантно: Эгил, высокий, стройный, темноволосый, с отточенными манерами, и Лариса, обладавшая огромным сценическим магнетизмом, невольно притягивали к себе внимание. Ими нельзя было не любоваться: культура исполнения, сценическая раскрепо¬щённость, безупречный вкус в подборе репертуара и аранжировок, характерный «запад¬ный» стиль музыкантов. Успех был безоговорочным.
Леонидов, впервые увидевший Ларису в сольном концерте, оценил реакцию зала и понял, что нужно всерьёз заниматься, как теперь говорят, промоушеном нового «волжского соловья». Уже через несколько дней филармония отправила успешный коллектив в первую гастрольную поездку — в Камышин. Удивительное это было время. Оркестр Шварца нахо¬дился в Камышине три дня, и каждому концерту в зале местного ДК сопутствовали аншла¬ги. Также было и в других местах. Без многодневной рекламы, без натруженных зазываний газет и телеэкрана малые города нашей области охотно принимали по нескольку концер¬тов подряд. В областном же центре выступления коллектива с неизменным успехом длились по две недели кряду и были доступны всем желающим. Вот как об этом писала «Волгоград¬ская правда»: «У Мондрус очень своеобразный тембр голоса, большой для эстрадной певицы диапазон. И чем сложнее произведение, тем богаче у неё палитра выразительных средств. В этом смысле настоящим украшением программы были песни «Билет в детство» американского композитора Миллера на слова Р. Рождественского, «Свет у тебя в окне» Р. Амирханяна, «Танцующие эвридики» польского композитора Тернера». Объехав область, концертная группа Щварца отправилась на гастроли в Красноярск. Нина Козина, в то время артистка Красноярского музыкального театра, вспоминает, что интерес к творчеству Мондрус в городе был таков, что даже им с подругой, профессиональным певицам, билетов на концерт недосталось. В отчаянии, без всякой надежды они стояли у входа в театр. Неожиданно на помощь пришли совершенно не знакомые им мужчина и женщина, которые провели их в зал и усадили... в оркестровую яму, так как других мест не было. Когда начался концерт, счастливые девушки с удивлением узнали в Ларисе и Эгиле своих «спасителей».
Весной того же года музыканты отправились в новую поездку по маршруту Куйбышев — Саратов — Омск — Новосибирск — Норильск. И снова успех! Появились новые планы на выступления в столице. Тем временем в московских культурных кругах разрасталось негативное отношение к столь стремительному успеху Мондрус. Считалось, что на сольную карьеру молодая певица претендует преждевременно. К закулисной травле официально подключилась и «Музыкальная жизнь» — журнал, который в одном из своих номеров разразился резкой критической статьёй о том, что «почётное право на сольный концерт ещё надо заслужить». Мондрус напрямую обвиняли в отсутствии вокальной школы и собственного исполнительского стиля, непритязательности в подборе песенного материала, «нескромной» рекламе. Получил свою долю «картечи» и «Росконцерт», выдавший артистам гастрольные удостоверения. Прозвучал намёк на «чрез¬вычайную опеку на периферии».
Руководители Волгоградской филармонии не испугались критики. Ставший директором Борис Шнейдер одним из своих первых приказов осенью 1966 года перевёл музыкантов эстрадной группы Ларисы Мондрус в штат филармонии. Предстояли новые гастроли по городам Урала и Сибири. Но эта поездка стала для музыкантов последней в качестве «артистов из Волгограда». Что ж... Ещё одна звёздочка, мелькнув на волжском музыкальном небосклоне, порхнула к горизонту. Однако факт остаётся фактом, и теперь уже историческим: именно наш город стал для Ларисы Мондрус ступенью к известности.
Вначале 1967 года с группой, в которую входили В. Мулерман, Н.Сличенко, Б. Закиров и другие известные артисты, молодая певица отправилась на свои первые зарубежные гастроли в Варшаву, Краков, Катовице. И снова успех! В том же году Лариса успешно сотрудничает с биг-бэндом Вадима Людвиковского, на «Мелодии» с Муслимом Магомаевым записывает дуэт «Разговор птиц» молодого композитора Полада Бюль-Бюль-оглы. Впоследствии Центральное телевидение показало этот номер.
Через некоторое время Леонидову удалось добиться для Ларисы места штатной солистки «Москонцерта» с правом сольных выступлений. Но, признавая за ней мастерство европейского уровня, чиновники от культуры тем не менее искали малейшего повода для ограничения её творчества: не разрешали выезд на гастроли в другие страны, тормозили выход в эфир новых песен. После концерта в Звёздном городке, где она появилась в изящном мини, директор «Москонцерта» распорядился отлучить её от сольных выступлений «за стриптиз».
В начале семидесятых супруги, наконец, обосновались на жительство в Москве. Оставаясь «невыездной», Мондрус участвовала в съёмках «Кабачка 13 стульев», «Голубых огоньков», других телевизионных концертных программах. Ситуация для творчества певицы складывалась не лучшим образом. На должность председателя Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию был назначен Сергей Лапин. Он, в частности, распорядился закрыть передачу «С добрым утром!», в которой, по его мнению, пели только «Мулерманы и Мондрусы», сократил другие музыкальные программы. На фирме «Мелодия» планировался выход в свет первой пластинки-гиганта, включавшей тринадцать композиций, записанных Ларисой в течение пяти лет. Однако на заседании художественного совета по предложению Никиты Богословского этот проект был отклонён. Известный композитор объяснил это малой долей советской тематики в её произведениях и особо отметил пессимизм песни «Листопад» И. Якушенко на стихи П. Леонидова.
Всё больше и больше Эгил и Лариса убеждались, что из порочного круга, ограничивающего свободу их творчества, в СССР им вырваться уже не дадут. Пик популярности проходит, а новые идеи и проекты намеренно тормозятся. Это было тем более обидно, что Лариса находилась в расцвете своих вокальных возможностей. Мондрус и Шварц подали руководству «Москонцерта» заявления об увольнении. Это было первой частью их плана по подготовке к эмиграции. Чиновники не ожидали такого и упросили их в последний раз провести концерт в Воркуте, 29 марта 1973 года, накануне отъезда, Эгил и Лариса устрои¬ли в Москве прощальный вечер для близких родственников и друзей. Проводить их пришёл и Муслим Магомаев, подаривший свой новый сольный альбом.
Прежде, чем рассказать, что было дальше, не могу не поделиться несколькими неоднозачными выводами, к которым, по-моему, придет любой заинтересованный исследователь.
Несмотря на то, что в отношении героев нашего повествования действовала система ограничений, что особенно касалось Ларисы, оба они оставались известными в стране, пользовались любовью и симпатией многочисленных поклонников советской эстрады. Мондрус по-прежнему собирала полные залы. Об открытом политическом конфликте, свойственном поведению многих эпатажных отказников того периода, речи не было. И сейчас, по проше¬ствии времени, можно сделать вывод, что основной причиной столь быстрого и неуклонного решения супругов об эмиграции стало желание получить ещё один шанс на более внушительный успех. А значит, и на соответствующее ему материальное благополучие, уровня которого при всём своём таланте в нашей стране они уже никогда бы не добились.
В Европе всё складывалось непросто и многое приходилось начинать сначала. Нелёгкие скитания наконец привели Мондрус к встрече с известным в Германии эстрадным продюсером Гансом Губером. Этот момент можно считать отправной точкой европейской звёздной дороги певицы. Для начала была сделана представительская запись нескольких песен на немецком языке, и уже через полгода Лариса Мондрус подписала четырёхлетний контракт с всемирно-известной фирмой грамзаписи «Ро1усюг». Условия договора предусматривали выпуск музыкальных альбомов и активную концертную деятельность. Целая бригада менеджеров, сротографов, стилистов и модельеров трудилась над созданием образа певицы, привычного для немецкой публики. Когда она впервые вышла из стайлингового салона, её не узнал ни ожидавший в холле Эгил, ни даже собственная собачка Дизи. Русская Лариса Мондрус со своим трогательным музыкальным наивом навсегда исчезла из музыкальной вселенной. Её место заняла баварская восходящая звезда Larissa.
В марте 1974 года Лариса выступила в Гамбурге, в шоу с большим эстрадно-симфоническим оркестром. Параллельно с «Роlidor» под свою опеку Мондрус взяли владельцы крупной музыкальной агентуры Бруно и Хельга Адлеры, занимавшиеся организацией кон¬цертов. Преимуществами Ларисы были опыт выступлений «вживую» с профессиональными оркестрами, прекрасный немецкий язык и быстрое овладение новым материалом. Уже в первый год она объездила с концертами всю Германию, участвовала во многих шоу-программах на телевидении. 4 апреля 1974 года Лариса Мондрус и Эгил Шварц стали гражданами ФРГ. Примерно в этот же период появился первый диск-гигант певицы под названием «Larissa», включивший двенадцать композиций. К некоторым из них написал музыку Эгил Шварц.
В свою очередь пресса не оставляла в покое биографию Ларисы, подчёркивая политический аспект её эмиграции. Вероятно, этот всплеск популярности и послужил поводом для распространения в СССР лживых слухов о «трагической судьбе» эмигрантки. Лариса признавала, что не раз испытывала странное ощущение, узнавая об очередной своей кончине. В конце года Мондрус приняла участие в записи новогоднего выпуска популярнейшего в Европе «русского шоу» Ивана Реброва. Выпуски новых пластинок чередовались с гастролями. Творчество Мондрус попадает в сферу внимания многочисленных латышских эмигрантских организаций в Европе и за её пределами. Для них она становится неким национальным символом. Первая программа из песен на латышском языке была подготовлена Ларисой по заказу организации «Соколы Даугавы» и показана в Кёльне местной диаспоре. Следом вышел сольный альбом певицы, одна из композиций которого стала своего рода гимном балтийских изгнанников. Впоследствии этот альбом пересёк океан и приобрёл популярность в Америке, Австралии, на других континентах.
Важной вехой в творчестве певицы в семидесятые годы стал диск песен русской тематики, называвшийся а переводе «Там вдали Волга шумит». Песни были исполнены не только на немецком, но и на русском языках, презентация альбома на германском телевидении прошла очень успешно. Эти же годы ознаменовались многими зарубежными гастролями Мондрус. При посредничестве Александра Галича она подготовила концертную программу для израильской публики, песни исполнялись на русском, немецком, английском, итальянском языках и, конечно, на идиш и иврите. Успех в Тель-Авиве и Хайфе, в Иерусалиме и других городах превзошёл все ожидания. Вскоре по приглашению латышской диаспоры Лариса отправилась на гастроли в Австралию, пела в Аделаиде, Канберре, Мельбурне. В 1976 году супруги Шварц совершили своё первое гастрольное турне по США. Концерты прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, Бостоне, Чикаго, Детройте, Кливленде. Вследующем году — гастроли в Великобритании, Швеции и вновь в Америке и Австралии.
Эстрадная певица Лариса Мондрус, без преувеличения, приобрела мировую известность. В 1977 году немецкий рейтинговый справочник поместил её имя среди имён Д. Эллингтона, Б. Гудмана, Дж. Ласта, Д. Руссоса, Ф. Синатры, Б. Стрейзанд, К. Гота, «АВВА»...
В начале восьмидесятых Мондрус пришлось постепенно завершить свою эстрадную карьеру. Причина оказалась благородной и самой важной для женщины: 26 июля 1982 года у Шварцев родился сын Лорен. Она ещё продолжала гастролировать, но когда после очередной поездки малыш не узнал собственную мать, Лариса приняла окончательное реше¬ние о прекращении выступлений. Эгил приветствовал этот шаг жены, и на семейном совете было принято решение приобрести для Ларисы бутик по продаже обуви, чтобы она могла реализоваться уже в новом качестве. Магазин итальянской обуви приобрели в Грюнвальде. Спустя несколько лет здесь же построили собственный дом.
После 2000 года Лариса несколько раз приезжала в Россию, участвовала в различных шоу-программах. О ней сняты документальные фильмы. Российский публицист Б. Савченко написал книгу «Две жизни Ларисы Мондрус». В России и других странах СНГ существуют клубы почитателей творчества певицы, объединенных сайтом, который с любовью и профессионализмом создал и поддерживает Андрей Заглодин из Павловского Посада.
Нет, звёзды не гаснут. Отрадно сознавать, что и Лариса Мондрус для нас всегда была и остаётся современницей, над чьей звездой не властны ни умысел людской, ни изменчивая мода.

Hosted by uCoz