Главная

Странички жизни

Фотографии

Дискография

Тексты песен

Статьи и интервью

Ссылки

Архив

Прошу поддержки

Гостевая книга










   «Сажаю розы на чужбине…»

   Алена Николаева

   С этой символичной композиции в минувший четверг начала свое выступление в Елгаве легенда советской популярной музыки далеких 60-х, звезда немецкой сцены 70-х, наша землячка Лариса Мондрус. Нежная и трогательная, задорная и озорная, она, в буквальном смысле слова, порхала по сцене! Романтичным балладам и заводным шлягерам, романсам и колыбельным переполненный зал внимал, затаив дыхание, и взрывался аплодисментами после каждого номера, исполненного на высочайшем профессиональном уровне, – будто и не было в карьере певицы двадцатилетнего перерыва

   Глядя на эту стройную, красивую женщину, невозможно поверить, что четыре десятка (!) лет назад на новогоднем «Голубом огоньке» она сидела за одним столиком с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным, а исполнив шлягер «Синий лен», дала путевку в большую эстрадную жизнь тогда еще мало кому известному композитору Раймонду Паулсу. Сегодня Лариса Мондрус – гостья «НГ».

   Jeder nette Lette*

   Певица родилась в Латвии 15 ноября 1943 года. Выпускница 22-й рижской школы, окончив музыкальное училище, в 1962 году выдержала нешуточный конкурс и стала солисткой гремевшего на весь Советский Союз Рижского эстрадного оркестра, сразу же обратив на себя внимание публики оригинальным тембром голоса и необычной по тем временам манерой исполнения.

   – Кто открыл в вас певческий талант?

   – Это все происходит так постепенно, что даже не замечаешь, кто и когда на самом деле открывает в тебе способности. Это начинается с детского садика, когда тебя просят: «Ларочка, прочти стишок!» Ларочка, маленькая девочка, выходит и вдруг начинает что-то читать. Зрители громко аплодируют. Раз, другой, и постепенно Ларочка привыкает к аплодисментам, начинает понимать, что, наверное, что-то в ней есть!

   Петь я стала гораздо позже – уже учась в школе. Выступала на всех вечерах. Послушать и посмотреть на меня сбегались ребята из других школ. А я тогда об этом даже не подозревала, думала, как же так, откуда полный зал? И только теперь, когда в Интернете появился мой сайт, давние поклонники рассказали мне об этом. И вообще, все свое детство я чем-то занималась – танцевала, пела в хоре. Меня все интересовало, кроме математики и физики, которых я боялась и тихо ненавидела!

   «Неужели это мне одной?»

   Лариса давно и счастливо замужем за бывшим одноклассником Раймонда Паулса Эгилом Шварцем – джазовым музыкантом, композитором и дирижером, до маэстро возглавлявшем Рижский эстрадный оркестр. История их знакомства весьма необычна. Однажды художественный руководитель этого оркестра Яков Штукмейстер позвонил Эгилу и сказал: «Если ты вернешься к нам дирижером (в то время Эгил не работал в оркестре), я покажу тебе такую девушку, с та-а-акими ножками! Ко всему прочему она хорошо поет!» Эгил не поверил, сказал, что проверил в Риге всех певиц, и хорошеньких среди них нет. Но в оркестр все-таки вернулся, стал дирижером. После одного конкурса Штукмейстер подошел к певице: «Лариса, Эгил сегодня болел за тебя! Говорит, что ему понравился не только твой голос, но и твои ножки!» Так они и познакомились – молодая певица и талантливый музыкант.

Имя Мондрус еще не было на слуху у широких масс, а молва о прекрасной рижанке с дивным голосом уже докатилась до Москвы. Почти «не глядя» ее приглашают в свои оркестры Олег Лундстрем и Эдди Рознер. Она выбирает последнего.

   – Не страшно было девушке в 21 год отправиться покорять столицу?

   – Нет, у меня ведь был хороший старт в Латвии. К тому же, у нас не сложились отношения с тогдашним директором Латвийской филармонии, который, сидя в своем кресле, был царь и бог. Одна филармония, один директор – от него зависело все. Не сумеешь ему угодить – задушит, затопчет. А в Москве для нас открылись огромные перспективы – радиостанции, телевидение, студии грамзаписи. Уже не было так страшно, что с кем-то не сложатся отношения. Здесь нам удалось сделать довольно успешную карьеру. Муж мне во многом помогал. Когда мы с ним познакомились, я была совсем молоденькой девочкой. Он у меня был первый и, как показало время, единственный мужчина. Мы не расстаемся никогда. Подруги мне говорят: «Надо расставаться! Чтобы любить, надо уезжать друг от друга, снова встречаться!» А мне никогда не хотелось расставаться! И Эгилу тоже… В его крепких руках я всегда чувствовала себя уверенно и спокойно.

   – У вас появились хорошая работа, деньги, толпы поклонников… Как вы решились все это бросить и уехать в неизвестность с сотней долларов в кармане?

   – Сегодня, конечно, об этом странно говорить, но когда мы получили все, к чему стремились, то поняли, что ничего нового не предвидится. Круговерть бесконечных гастролей с тремя-четырьмя концертами в день стала для меня бесперспективной рутиной. Кроме того, политическая обстановка в стране усложнялась, времена хрущевской оттепели остались в прошлом, правящая верхушка закручивала гайки по любому поводу: по поводу репертуара, внешнего вида – «сверху» диктовалось все. Попробуешь ослушаться, тебя «режут»: снимают с концертов, не дают возможности нормально работать… А я никогда не состояла ни в какой партии, не принадлежала ни к какой идеологии и просто хотела петь о любви, заниматься своим любимым делом. Впрочем, несмотря ни на что, в Москве мы прожили несколько теплых лет, а когда в 73-м чаша терпения переполнилась, и мы покинули СССР, тогда и начались трудности…

   «Нигде нас не ждут так, как дома…»

   Вхождение в мир западного шоу-бизнеса началось для Ларисы с поиска номера телефона Баварского радио в справочнике из телефонной будки. Потом были успешная запись на немецком языке песни «Бесконечное объяснение» Юрия Саульскoго, первое выступление на немецком телевидении в шоу Ивана Реброва. После прослушивания на фирме грамзаписи Polydor Лариса получила пятилетний контракт. С певицей работали профессионалы – писалась музыка, репетировали оркестры, выпускались пластинки.

   В 1982 году у Ларисы и Эгила родился сын. Лорен серьезно занимается классической музыкой и радует родителей своими успехами. Два года назад в Германии вышел первый компакт-диск молодого музыканта.

   – И все-таки, несмотря на трудности, вы нашли в Германии то, что искали?

   – Немецкий я освоила довольно быстро, получила контракт с фирмой Polydor, которая стала вкладывать в меня деньги, – началась настоящая работа. Там у меня открылось второе дыхание – как будто я из черно-белого фильма попала в цветной! Я не жалею о том, что уехала.

   – Латвия вот-вот станет полноправным членом Европейского союза. Нет желания вернуться?

   – Не буду скрывать, очень тепло становится на душе, когда я приезжаю сюда и встречаюсь с такой отзывчивой и эмоциональной публикой! Но все-таки дом у меня там и сын у меня там, и жизнь там построена. (В Мюнхене у Ларисы свой бизнес – обувной магазин. – Прим.автора) А приезжать сюда, я думаю, мы будем обязательно!

   * «Каждая симпатичная латышка» – композиция Э.Шварца, после исполнения которой немцы перестали путать Латвию с Лапландией (Lettland по-немецки созвучно Lapland)


Hosted by uCoz